вторник, 19 ноября 2013 г.

საშიში სისუსტე,წარუმატებელ სახელმწიფოებზე



 Михаил Маргелов: Опасная слабость. Как же быть с государствами-неудачниками?






















მხოფლიო შეიცვალა, დღეს სუსტი სახელმწიფოები უფრო საშიშებად ითვლებიან ვიდრე ძლიერი სახელმწიფოები. ექსპერტები ღელავენ იმის გამო რომ სამყარო უფრო უმართავი ხდება.

       საერთაშორისო რეჟიმებს არ იცავენ. მასობრივი მოსპობის იარაღი ვრცელდება. ტერორისტები ქსოვენ სულ უფრო და უფრო ხშირ და მტკიცე ქსელებს. 

           განსაკუთრებით ლაპარაკობენ ვერშემდგარ,წარუმატებელ სახელმწიფოებზე. იქ მართვა კატასტროფულ მდგომარეობაშია. თანაც არავინ იცის წარუმატებელ სახელმწიფოთა სახელმწიფოებად გადაქცევის და ამით მთელი მსოფლიოს მართვის ხარისხის გაუმჯობესების გზები.

    გვხვდება "სასიამოვნო" მოგონებები კოლონიალიზმის შესახებაც. 

       წარუმატებელ სახელმწიფოთა,ვერსახელმწიფოთა უმრავლესობას შეადგენენ ყოფილი კოლონიალური და დამოკიდებული ქვეყნები.

            როდესაც კოლონიები იყვნენ ეს სახელმწიფოები არ იყო. 

      ასე რომ ზოგი ოცნებობს ამ სახელმწიფოების წაშლაზე მსოფლიოს პოლიტიკური რუკიდამ , მათ ჩაბომბვაზე ქვის ხანაში...

 

Эксперты расходятся в оценке количества несостоявшихся государств. Считают, что государственное управление неэффективно минимум в шести десятках стран. Среди совсем деградирующих – Чад, Йемен, Гаити, Афганистан, Сомали, послесаддамовский Ирак, Конго, Либерия, Восточный Тимор и т.д.

Критерии отнесения той или страны к этой группе у экспертов различны. Но, как правило, в несостоявшемся государстве – повальная коррупция. Судебная система не работает. Бюрократия неэффективна. Социальная инфраструктура не развита. Полиция правопорядок не охраняет. Армия разложена. Солдаты и офицеры не повинуются властям, организуют незаконные формирования. Возникают анклавы, которые не подчиняются центру и конституции.



 http://i-r-p.ru/page/stream-trends/index-14292.html

ихаил Маргелов: Опасная слабость. Как же быть с государствами-неудачниками?





пасная слабость

Мир действительно изменился. Сегодня слабые государства стали опаснее сильных. Эксперты с тревогой пишут об общем падении управляемости. Международные режимы не соблюдаются, оружие массового уничтожения расползается, террористы плетут сети, все более частые и прочные.

Особо говорят о так называемых несостоявшихся государствах, они же государства-неудачники. Там с управляемостью беда. К тому же никто не знает, как превратить эти государства в состоявшиеся. И повысить тем самым управляемость во всем мире.

Встречаются в связи с этим даже «приятные» воспоминания о колониализме. Ведь не состоялись хотя и не все, но в основном бывшие колониальные и зависимые страны. Однако когда колонии были, этих стран как таковых не было. Так что тоска по пробковым шлемам – это потаенное и бредовое желание стереть несостоявшихся с политической карты мира. Правда, периодически их пробуют вбомбить в каменный век, но толку никакого.

Эксперты расходятся в оценке количества несостоявшихся государств. Считают, что государственное управление неэффективно минимум в шести десятках стран. Среди совсем деградирующих – Чад, Йемен, Гаити, Афганистан, Сомали, послесаддамовский Ирак, Конго, Либерия, Восточный Тимор и т.д.

Критерии отнесения той или страны к этой группе у экспертов различны. Но, как правило, в несостоявшемся государстве – повальная коррупция. Судебная система не работает. Бюрократия неэффективна. Социальная инфраструктура не развита. Полиция правопорядок не охраняет. Армия разложена. Солдаты и офицеры не повинуются властям, организуют незаконные формирования. Возникают анклавы, которые не подчиняются центру и конституции.

Казалось бы, пусть так и живут, что за них беспокоиться. Это тоже позиция, но спорная. Дело в том, что по вине стран-неудачников мировой порядок рушится на весьма обширных площадях, в том числе примыкающих и к Европе, и к США, и к России. А это на самом деле угрожает глобальной безопасности.

Из-за бессилия властей в несостоявшихся странах государственные функции выполняют негосударственные образования. В одних – организованная преступность, в других – международный терроризм. Помните, одно время в России граждане обращались за справедливостью не в суды, а к уголовным авторитетам. Так всегда бывает – если государственный институт слаб. Поскольку несостоявшиеся государства – это часто лагеря террористов или наркоторговцев, мировому сообществу не все равно, что там происходит.

Например, подписанный в Осло договор о палестино-израильском урегулировании во многом сорван именно несостоятельностью властей Палестины. Сегодня там захвачена часть территории, которая не подчиняется центральному руководству. Случай с захватом Красной мечети в Пакистане – того же порядка. Разница лишь в том, что Пакистан – ядерная держава, и о судьбе ядерного оружия в случае победы экстремистов даже не хочется говорить. В Афганистане также в некоторых провинциях власть вновь у талибов. Эта страна, к тому же, до сих пор главная база Аль-Каеды.

Так что в несостоявшихся государствах идут опасные процессы. У властей этих стран на выстраивание железных занавесов государственных возможностей нет. Поэтому туда проникает информация о другой жизни, о процветании и свободе. И население стран Расширенного Ближнего Востока, Африки или Латинской Америки политизируется. Начинается конфликт с авторитарными правительствами. В Латинской Америке это кончается троцкизмом и другими экстремальными левыми движениями. А в мусульманских странах – радикальным исламизмом, переходящим в терроризм. При этом радикалами становятся не самые бедные, а люди среднего достатка. Именно они взорвали Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, готовили недавно террористический акт в Глазго и т.д.

Власти несостоявшихся стран обычно очень амбициозны. Они критикуют Запад, капитализм, мировой сионизм. Те, кто посильней, закупают вооружение, работают над ядерной бомбой. А это – прямая и явная угроза ядерного терроризма.

Отношение мирового сообщества к странам-неудачникам обычное – помощь за хорошее поведение, санкции – за плохое. США попытались распространить демократию – на Афганистан и Ирак. «Вбомбить» в демократию эти страны не удалось. В Афганистане и Ираке управляемость, мягко говоря, мала. Население мусульманских стран либо сопротивляется демократическим процедурам, либо голосует за экстремистов. Например, на открытых выборах в Палестине к власти пришла та самая группировка ХАМАС, которая отторгла от автономии сектор Газы. В отношениях со странами-неудачниками и помощь ничего не дает. Скажем, борьба со СПИДом требует определенной медицинской инфраструктуры. А у этих стран ее нет.

В 2005 году в одном из западных материалов Россия попала в число несостоявшихся государств. По недоразумению, конечно. А вот в 90-х годах она чуть было, в самом деле, такой не стала. И не одна она – все страны, в которых шли либеральные реформы. А шли они не только в бывшем коммунистическом лагере. Чтобы эти реформы дали эффект, надо, в первую очередь, ослабить государственное вмешательство в экономику. Однако всюду шла попросту дезорганизация государственного управления. Между тем, ослабление государства в одной из его функций требовало усиления в функциях других. Освобождение экономики и ослабление государственной власти – разные вещи. И элементы несостоятельности у России, по общим критериям, в 90-х годах были налицо. Нынешнюю российскую вертикаль власти есть за что критиковать. Наверняка она не совершенна. Но с государственной разрухой времен 90-х надо было что-то делать.

А «Вашингтонский консенсус», по которому проходили либеральные реформы конца прошлого века, теперь критикуют. В 2001 году главный вдохновитель приватизации Милтон Фридман признался, «что соблюдение законности может быть важнее приватизации». А автор либерального манифеста – «Конца истории» – Фрэнсис Фукуяма в 2004 году выпустил книгу «Сильное государство».

То ли спохватились, то ли мир изменился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий